Wednesday 22 August 2012

Бабушкино детство

Перебирала альбомы с фотографиями. На одной старой фотографии две маленькие девочки: мама моя с тётей Тамарой в матроском костюмчике, с бантиком каким-то на тонких волосах. Вспоминаю, как мама рассказывала, что очень любила ходить в гости и там её постоянно просили спеть. Её репертуар состоял из двух песен - "Катюша" и "Ося", "Ося, ты меня не бойся" - мелодия что-то вроде лезгинки. Маму после этих выступлений называли Катюшей, а так её звали Лида. Маме это имя не нравилось и она почему-то обижалась на свою маму - мою бабушку за это.
Родной отец Федор её очень любил и по рассказам чувтвуется был очень импульсивным мужчиной. Любил охотиться, у него была даже охотничья собака - Эльза. Ходил на зайцев, любил выпить, правда. Бабушку очень любил и сильно ревновал. Они поженились без согласия бабушкиных родителей - он её просто увёз, они расписались и стали жить вместе. Однажды бабушка отправила мою маму к своей маме (моей пробабушке) в  деревню. Так папа, когда приехал, спросил - а где Лида? и услышав в ответ, что она у бабушки, тут же сел на велосипед и поехал за мамой  и привёз её обратно.

Мне тоже нравилось ходить с бабушкой (маминой мамой) по гостям, когда мы жили в Торжке, и пить чай из блюдца, и кушать баранки с маком, сушки, конфеты. Из варенья я очень хорошо помню вишневое - очень вкусное. Больше я такого вишневого варенья не пробавала нигде. Может потому что в детстве всё кажется самым самым, а может потому, что в бабушкиной деревне Попово было много вишни (как мама мне рассказывала), и когда она созревала крупная, сочная и сладкая, то во всех дворах варили  вишневое варенье, предварительно освободив вишню от косточек с помощью шпилек. Все помогали и детвора тоже принимала участие. А потом варили вишню в больших тазах, а детворе отдавали пенку, которая наваривалась сверху. Так как  в гости мы в основном ходили к бабушкиным родственникам, то нам всегда предлагали вишневое варенье, видно оно у них было фирменным, говоря современным языком.
Ещё мама рассказывала, как пекли хлеб в деревне, потом разрезали каравай и намазывали душистый ламоть  маслом, мёдом или вареньем. А масло взбивали сами, моя мама тоже крутила сепаратор и периодически заглядывала - сколько масла получилось? 
Помню мой папа тоже захотел вспомнить вкус натурального масла и попробовал взбить его из купленных сливок - долго тряс трёх литровую банку со сливками. Получилось, но не по деревенски, не как в детстве. 
Годы, в которые прошло детство моих родителей были предвоенные, потом война  и потому  времена были не очень сытые. Бабушка отправляла мою маму в деревню с основной целью - подкормиться и подкрепиться.

No comments:

Post a Comment